Выбор IP-АТС : Собственная АТС vs Облачная АТС

У того и у другого типа АТС есть свои преимущества и недостатки.

И перед выбором следует ознакомится с всеми сторонами медали, чтобы выбрать ту, которая подходит наилучшим образом бизнес-требованиям, бюджету и пользователям, которым предстоит эксплуатировать АТС.

Что такое облачная АТС?

Облачная АТС - это услуга по предоставлению IP-АТС провайдером IP-телефонии. Это означает, что провайдер располагает у себя АТС и сдает ее в аренду.
Тарификация отличается от провайдера к провайдеру и цена тарифов может существенно варьироваться. В основном, встречаются подобные конфигурации :
  1. Ежемесячный платеж с включенным в платеж пакетом минут.
  2. Ежемесячный платеж без включенного пакета минут.
  3. Ежемесячный платеж с доплатой за используемые доп. возможности(API для CRM, голосовое меню, очередь операторов, распределение звонков по расписанию, проч.)
Перед выбором такого варианта использования, стоит предварительно посчитать текущие траты на связь и наложить их на тарифную сетку предпочитаемого провайдера.

Что такое собственная IP-АТС?

Как следует из названия - это ваша собственная АТС. По аналогии с теми старыми АТС, которые раньше активно устанавливались на предприятиях. Однако, теперь уже нет необходимости в тех громоздких системах, поскольку весь трафик уже может идти по существующей локальной сети. Телефонные номера подключать через SIP-транки, а при наличии физических городских телефонных линий - их можно подключить в АТС через FXO-шлюзы или карты расширения.

Помимо того, можно подключать различных провайдеров через вышеуказанные методы и за счет этого снижать стоимость исходящих звонков, выводя звонки на разные направления через самого дешевого провайдера.

Преимущества и недостатки :

Цена установки :

Для того, чтобы стать обладателем собственной АТС необходимо выделить для АТС оборудование. Хорошо, если есть старый сервер, на котором можно разместить АТС. Но, если его нет - придется либо приобретать его, либо арендовать VPS(виртуальный сервер) у хостинг-провайдера.

Облачная АТС :
  • Ниже цена установки и первоначальных затрат.
  • Не нужно заботиться о сети.
  • Не нужно заботиться о реализации доп. функций АТС
  • Нет доп. расходов на эксплуатацию АТС.
  • Не нужны специально обученные люди с стороны заказчика. Зачастую АТС, которая берется в аренду - достаточно проста в настройке.
  • Относительно низкий ежемесячный платеж(на базовых функциях).
  • Легко масштабируется.
  • Не нужно заботиться об обновлениях платформы.
  • Интеграции с популярными сторонними приложениями, как правило, уже  присутствуют.
Собственная АТС :
  • Выше цена первоначальной установки.
  • Выше цена эксплуатации, т.к. придется привлекать специалистов по настройке.
  • Ниже ежемесячные расходы, за счет распределения исходящих маршрутов по дешевым направлениям.
  • Нужно поддерживать АТС и постоянно следить за его состоянием. А также, обеспечивать бесперебойное электропитание, интернет.
IP-телефоны или софтфоны с гарнитурами могут быть одинаковыми и на стоимости конечного оборудования это не отразится. Поэтому, эту часть стоимости - можно не учитывать. За исключением доп. мощностей для обеспечения связности, резервного копирования и прочего при использовании собственной АТС.

Стоимость масштабирования :

В случае, если понадобится нарастить количество IP-телефонов или виртуальных номеров, для собственной АТС - понадобиться только приобрести сами аппараты(IP-телефоны или гарнитуры если используются  софтфоны/вебфоны).

В случае использования Облачной АТС, увеличение количества пользователей или номеров, может увеличивать ежемесячный платеж.


Другие параметры :

Ниже описаны другие параметры, которые могут повлиять на выбор системы и небольшое резюме.

Преимущества облачной АТС :
  • У провайдеров облачных АТС, как правило, больше ресурсов. Поэтому новые функции и интеграции могут появляться быстрее.
  • Внедрение новых функций и интеграций, обычно, никак не влияет на работоспособность уже работающих систем.
  • Проще подключать новые номера(при условии, что они у того же провайдера.)
  • Просто переезжать с места на место, т.к. подключение к облачной АТС происходит через интернет.
  • Проблемы обеспечения безопасности и обновления платформы - провайдер берет на себя.
  • Проблема с интернетом в офисе - может оказаться незаметна для звонящего, т.к. можно настроить переадрессацию на мобильные номера, в случае недоступности внутренних SIP-номеров.

Преимущества собственной АТС :

  • Вся инфраструктура находится под контролем. Это удобно, если в организации строгая политика и использование внешних сервисов - недопустимо.
  • В случае использования АТС с открытым исходным кодом (Open Source) - не понадобится платить за доп. функции.
  • Можно добавлять номера разных провайдеров, чтобы снизить стоимость звонков по направлениям(Город/мобильные/межгород/международные)
  • Владение собственным сервером медленно, но верно отбивает затраты на его приобретение.
  • Возможность растить в штате специалистов по конкретной АТС.
  • Возможность производить самостоятельные интеграции, изменение кода и расширять функционал АТС. Но, конечно, только
    В случае использования Open Source АТС.
  • В случае установке собственной АТС, не на физическом сервере в офисе, а в облаке, купив VPS - то вы также получите те плюсы, которые дает облако(впрочем, как и минусы).
 Недостатки облачной АТС :

  • Качество связи всегда зависит от интернета.
  • Не очень гибкая система. Даже если вам будет очень нужна какая-нибудь функция или интеграция, который нет, и вы даже будете согласны за нее платить, то скорее всего, максимум что скажет вам провайдер - "мы передали ваше пожелание разработчикам", что означает "если мы это и сделаем, то очень не скоро".
  • Ежемесячная стоимость аренды может расти очень сильно.
 Недостатки собственной АТС :
  • Нужен человек или компания, которая бы поддерживала АТС.
  • Высока вероятность превратить АТС в нечто неподдерживаемое , если  сделали в ней слишком много доработок, ввиду сложности того бизнес-процесса, который на ней реализовывался.
  • Если это Open Source, есть вероятность(хоть и небольшая), что проект будет закрыт и не будет больше поддерживаться.
  • Отключение электричества, интернета - лишает связи предприятие.(но, не в случае расположения АТС в облаке)
  • Все возможные проблемы с безопасностью - ложатся на плечи предприятия.
Примеры Облачных АТС :
  • Zadarma
  • Beeline
  • Megafon
  • Sipuni
  • OnlinePBX
  • Mango Office
  • Sipnet
  • Яндекс.Телефония
  • gravitel
  • МТТ
  • проч.
Примеры Собственных АТС Open Source :
  • Asterisk(FreePBX, Elastix)
  • Yate(Komunikator)
  • FreeSWITCH
 Примеры Собственных АТС, платных :
  • 3CX
  • Avaya
  • Cisco
  • Switchvox
  • проч. решения, которые обычно являются оболочками к Asterisk.

Комментарии